Автор данной публикации, горьковчанин С.Г. Крюков, прислал в редакцию нашей газеты целый ряд статей, посвященных истории Советского Союза, Великой Отечественной войне. Постепенно они увидят свет на страницах "Молодогвардейца". Материал, который мы публикуем сегодня, посвящен асам минувшего века - летчикам Второй мировой и последующих войн.

        В январском выпуске газеты мы опубликовали небольшую заметку товарища Крюкова - "Снять не могут буржуины Красный флаг" - о том, что 6 ноября прошлого года в Горьком на опоре уже много лет строящегося метромоста был водружен красный флаг. В последнем письме от 2 апреля с.г. Крюков сообщает: Красный флаг посередине Оки висит и по сей день!

С. Крюков
АСЫ МИНУВШЕЙ ВОЙНЫ

        Буржуазные СМИ постоянно выливают потоки клеветы и грязи на героическую историю нашей Родины - Советского Союза и Советскую Армию, которая спасла мир от германского и японского милитаризма, на советский образ жизни. За последние два десятилетия на наши головы обрушилась масса клеветы на Ленина, Сталина, Дзержинского, Рокоссовского и других выдающихся личностей двадцатого века. Постоянно издают опусы шпиона Резуна, "приватизировавшего" в качестве псевдонима фамилию великого русского полководца А.В.Суворова, а самого Суворова и других патриотов Отечества практически не издают.

        В Екатеринбурге, где в годы "демократии" был сооружен памятник Николаю II Кровавому, издана книга про майора люфт-ваффе Эриха Хартманна, который якобы сбил 352 советских и американских самолета. Книг про Покрышкина, Кожедуба; уроженца Свердловской области, дважды героя Советского Союза Речкалова, который сбил 56 фашистских самолетов сам и 6 в группе, ни там, ни в другом месте не издают.

        Разъяснение по поводу 352 сбитых самолетов в свое время дал прославленный летчик И.Кожедуб. Он сказал, что у гитлеровцев все сбитые самолеты в группе засчитывались командиру группы. Количество сбитых самолетов считалось по количеству двигателей в самолете. Скажем, сбил летчик четырехмоторную американскую "летающую крепость", и ему засчитывалось четыре самолета. Да и система учета у немцев была простая: прилетел - и сказал, что сбил пять самолетов. И все, не нужно никаких подтверждений.

        В Нижнем Новгороде газета "Ленинская смена", которая не является преемницей бывшей областной комсомольской газеты и незаконно носит ее название, также опубликовала сенсационную статью про того же гитлеровского стервятника за которого И.В.Сталин, якобы, платил 10 000 рублей.

        Ответим по существу. В книге Ф. Чуева "140 бесед с Молотовым" упоминается, что Покрышкин сказал, что сбил порядка 90 самолетов. В 1943г. на наши истребители установили фото-кинопулемет, до этого для того, чтобы сбитый самолет был засчитан, требовались свидетельские показания трех свидетелей. Если самолет сбивался за линией фронта, то подтверждения могли дать только гитлеровцы.

        Первым из советских летчиков, удостоенных в годы войны звания дважды Героя Советского Союза, был командир гвардейского смешанного полка, гвардии подполковник Сафонов Б.Ф., который за год войны сбил 37 фашистских самолетов. Англичане считали его лучшим летчиком-истребителем. В последнем для него бою, 30 мая 1942 г., он сбил два самолета и один подбил, но вынужден был совершить посадку в Баренцевом море из-за отказа двигателя истребителя "Китти хоук", на котором он летал.

        Свой первый "Юнкерс" Сафонов сбил 22 июня 1941 г. Командующий флотом Головко поздравил его с победой, но сбитый самолет не засчитал, так как горящий самолет перелетел линию фронта.

        Как вспоминали многие летчики, в том числе Герой Советского Союза Бурматов В.А., Сафонов так учил молодых летчиков, "ставил их на крыло". Вылетал в паре с молодым летчиком на перехват воздушных разведчиков и одиночных самолетов (они, как правило, были двухмоторными). Сафонов заходил сзади, убивал стрелка-радиста, поджигал один двигатель и передавал самолет молодому летчику, который сбивал его. И самолет считался сбитым молодым летчиком. Это вселяло молодым летчикам уверенность, одновременно отрабатывались приемы будущих воздушных боев. Сколько Сафоновым было сбито самолетов таким образом, никто не считал.

        Со второй половины 1943 г. когда в воздух поднимался А.И. Покрышкин, гитлеровцы истошно кричали по радио: "Ахтунг Покрышкин", а затем разлетались в разные стороны, как напуганные вороны. Кричали они и "Ахтунг Речкалов", и "Ахтунг Гулаев", и "Ахтунг Покрышев", и "Ахтунг Боровых", "Ахтунг Колдун" (Колдунов)...

        Кстати, в последний год войны Сталин запретил Покрышкину подниматься в воздух, чтобы уберечь от случайности, ведь к этому времени советская авиация имела подавляющее превосходство в воздухе над самолетами противника…

        Сотни советских летчиков совершали воздушные тараны, многие неоднократно, а Герой Советского Союза Б.Ковзан четыре раза таранил фашистские самолеты, причем в трех случаях из четырех сохранил свой самолет. Почетный гражданин г.Горького Герой Советского Союза Петр Шавурин дважды таранил самолеты противника. Виктор Талалихин первым в мире совершил ночной таран. Герой Советского Союза горьковчанин Родионов в 1942г. в Подмосковье совершил двойной таран на высоте 50 метров, Герой Советского Союза Катрич совершил высотный таран в кислородной маске на высоте 9000 метров. Такого история авиации не знала. Если же посмотреть на противника, то - прямо противоположная картина: ни один гитлеровский летчик не совершил ни одного тарана. Сотни советских летчиков повторили подвиг Николая Гастелло, ни один гитлеровский летчик этого не сделал, как ни один фашист не закрыл собой ни одной амбразуры.

        Дважды Герой Советского Союза В.А.Зайцев сбил лично 34 самолета, 19 в группе, а также принудил два самолета к посадке на своем аэродроме.

        Еще один показательный пример: лучший летчик Великобритании Джонсон сбил 38 гитлеровских самолетов. Во время американо-корейской войны 1950-1953 гг., в которой на стороне американцев воевал и вышеупомянутый английский летчик Джонсон, в результате воздушных боев мы потеряли 345 МиГов и сбили 1300 самолетов американского производства.

        Двадцать два советских летчика удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них два летчика-участника советско-японской войны: командир полка полковник Пепеляев и уроженец Нижегородской области капитан Сутягин сбили 23 самолета, а сами ни разу не были сбиты.

        В одном из боев Сутягин был зажат пятеркой сейбров. Одного сбил, пошел в лобовую атаку на второй, сбил его, остальные поспешно ретировались. 8 мая 2003 года Герою Советского Союза, генерал-майору авиации, Заслуженному военному летчику СССР Сутягину Н.В. исполнилось бы 80 лет. Он умер в 1986 году.

        Как недавно писал Герой Советского Союза Пепеляев, еще шесть летчиков представлялись к самому высокому званию Героя за бои над Кореей. Один из них, полковник Митусов А.И., трижды должен был быть Героем Советского Союза. Награжден 12 орденами, в том числе шестью орденами Красного Знамени. Несколько строк из представления к Званию Героя: "В годы Великой Отечественной войны им сбито 8 фашистских самолетов лично и 15 в группе, 86 вылетов на воздушную разведку, уничтожено в результате бомбоштурмовых ударов 26 автомашин и бронетранспортеров, 20 железнодорожных вагонов с грузом, 2 паровоза и более 200 гитлеровцев. Прикрывая небо Кореи и Китая, сбил 7 американских самолетов.

        После войны в качестве летчика-испытателя освоил 60 типов самолетов, налетал 9000 часов. Являясь шеф-пилотом в ЦКБ по судам на подводных крыльях у легендарного Алексеева, у него же был первым командиром испытателем экраноплана..." Словом, человек-легенда. И сегодня, в 82 года, у него слух стал хуже, но рукопожатие твердое.

        Недавно газета старшего поколения "Достоинство" в статье "Ас среди Асов" в №8(458) за 2003 год опубликовала статью о Герое Советского Союза полковнике Федорове И.Е., где сказано: "Мало кто знает, за исключением узкого круга специалистов, что Федоров - самый результативный АС минувших войн. На его счету 24 самолета, сбитых в Испании (11 лично, 13 в паре), в том числе два тарана, так как авиапулемеот ШКАС из-за жары заклинивал, 2 японских самолета сбито на Халхин-Голе, 4 во время финской войны. После войны работал летчиком-испытателем на Горьковском авиазаводе, откуда самовольно улетел на фронт, официально сбил 49 самолетов лично и 47 в группе, "многие падали за линией фронта и не документировались, но это не важно, они сбиты, а Я жив"". После войны еще девять лет летал, испытывая новые реактивные сверхзвуковые с амолеты, устанавливая рекорды. Звания Героя Советского Союза удостоен в 1948г. за испытание новых реактивных самолетов, был командиром самолета, доставившего на полигон для испытания первую советскую атомную бомбу. Бодр в свои 89 лет. Ни Пепеляев, ни Сутягин, ни Митусов, ни Фёдоров в боях ни разу не были сбиты…

        Героизм советских летчиков известен всему миру. Летчики-штурмовики в годы войны за 100 успешных боевых вылетов удостаивались звания Героя Советского Союза, за 200-250 боевых вылетов - дважды Героя. Уроженец Горьковской области старший лейтенант Молев А.С. совершил 529 успешных боевых вылетов, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Но несколько летчиков-штурмовиков перекрыли и это количество боевых вылетов. 60 лет назад воспитанник Ленинского комсомола гвардии старший лейтенант Горовец только в одном бою на Курской дуге сбил 9 фашистских бомбардировщиков, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Такого количества самолетов не сбивал в одном бою ни один летчик. Только за два дня боев на Курской дуге прославленный Алексей Маресьев, возвратившийся в авиацию на протезах, сбил 5 самолетов противника. Он также воспитанник комсомола, первостроитель Комсомольска-на-Амуре удостоен звания Героя Советского Союза. Прикрывая небо Китая и Северной Кореи, несколько советских летчиков совершили воздушные тараны, в том числе Герой Советского Союза, член ЦК ВКПБ полковник Субботин, зверски убитый необандеровцами на "самостийной Украине" в 90-х годах прошлого века. Он таранил летающую крепость Б-29.

        Выдающийся советский полководец Рокоссовский К.К. исключительно высоко отзывался о летчицах 46 Гвардейского Таманского орденов Красного Знамени и Суворова III степени женского авиаполка ночных бомбардировщиков. Они совершили 23672 боевых вылета и сбросили на фашистов 3000 тонн бомб. 23 героини удостоены звания Героя Советского Союза, весь личный состав авиаполка был награжден орденами и медалями, а более 180 человек из этого полка в годы войны вступили в ВКП(б). Летчицы этого полка так досадили гитлеровцам, что за каждый сбитый ПО-2 фашисты награждали своих летчиков высшей наградой - "Железным крестом".

        Чудеса героизма показали ученики советских летчиков - летчики братского Вьетнама. Американская военщина 10 лет бомбила Вьетнам и сбросила на него больше взрывчатых веществ, чем все воюющие страны в первую и Вторую мировые войны вместе взятые. Американские фашисты вылили на многострадальный Вьетнам несколько миллионов литров химических веществ. Как и в Корее, во Вьетнаме американцы превзошли гитлеровцев, зато сегодня учат нас, как строить правовое государство.

        Упомянутый фашистский летчик Хартманн и ряд его соратников летали на специальных самолетах с улучшенными аэродинамическими качествами. Кожедуб и другие советские летчики воевали на обычных серийных самолетах и прекрасно били на них противника. Конечно, в начале войны преимущество было на стороне немцев: и самолеты их были не чета нашим устаревшим И-16 и И-153, и внезапность нападения сыграла большую роль... Но уже 22 июня 1941 года советские летчики совершили около 6000 боевых самолето-вылетов, сбили 200 вражеских самолетов, а восемь советских летчиков совершили воздушные тараны. А начиная с лета 1943 года, советские летчики завоевали стратегическое господство в воздухе и прочно удерживали его до конца войны.

        В № 9 за 1990 год "Военно-исторического журнала" в статье "Вызывает сомнение" хорошо разработана эта тема, приведены таблицы потерь гитлеровской авиации по годам. Однако постоянно, год за годом, в головы молодежи вбиваются пасквильные инсинуации о превосходстве люфт-ваффе. Поэтому пришлось писать эту статью.

        В жизни советского народа всегда было место подвигу. Так, 28 ноября 1973 года летчик капитан Елисеев Г.Н. получил приказ на перехват американского самолета, нарушившего советскую границу в районе Закавказья. Елисеев произвел пуск ракет по самолету-нарушителю, от осколков которых нарушитель хотя и получил повреждения, но продолжал полет. Елисеев пошел на таран, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Уроженец Сталинграда, Елисеев там и был похоронен. Кстати, судьба всех упомянутых советских летчиков известна. Покрышкин и Кожедуб стали Маршалами авиации, Колдунов - главным маршалом авиации, очень многие генералами, почти все они закончили по две военные академии и т.д. В 70-х годах "Красная Звезда" сообщила, что лучший американский летчик Второй мировой войны умер на скамейке, в парке от переохлаждения (по-русски, замерз), так как не имел ни постоянной работы, ни постоянного места жительства. И это в демократической Америке! Советский народ летчиков с любовью звал "сталинские соколы", и они оправдали это славное и гордое имя. Советские летчики проявляли героизм в любых ситуациях. Дважды Герой Советского Союза Лавриненков в одном из боев, расстреляв боеприпасы, таранил фашистский самолет, в бессознательном виде попал в плен, бежал и три месяца партизанил. Герой Советского Союза Девятаев бежал из концлагеря с товарищами на захваченном фашистском бомбардировщике. Сравните это с антигероем отечества Руцким, как он дважды был в плену и как освободился.

        Золотыми буквами в историю обороны Ленинграда вписаны имена украинцев, Героев Советского Союза Антоненко, Бринько, дважды Героя Советского Союза Покрышева. В честь их и других выдающихся советских летчиков нет почтовых марок. Зато выпустили марку в честь Собчака. В честь Собчака и Колчака установлены мемориальные доски; установлены памятники Николаю Кровавому. Зато нет мемориальной доски на доме в Москве, где жил Рокоссовский, нет ему памятника в Москве, как и Коневу с Василевским, нет музея Рокоссовского, зато есть памятник клоуну Никулину, музеи Окуджавы, Тарковского, сбежавшего за границу, и многих других. Нет памятников Рокоссовскому, Василевскому, Коневу, Толбухину на "самостийной Украине", которую они освобождали, зато есть и памятник и дом-музей Степану Бандере. Доколе же все это будет продолжаться?


С. Крюков,
г. Горький

Сайт управляется системой uCoz